Чтобы по максимуму использовать вертодромы и посадочные площадки, нужно обеспечить их полную универсальность, в частности – создать возможность пользоваться ими в ночное время суток или в условиях ограниченной видимости. Только сертифицированное светосигнальное оборудование вертолетных площадок (далее — СОВП) сможет обеспечить абсолютно безопасную посадку (взлёт) воздушного транспорта ночью или при сложных метеоусловиях.
Основное призвание светосигнальной системы – облегчение визуального обнаружения летчиками вертодрома или посадочной площадки, а также обозначение границ для захода на посадку или взлет, приземления или отрыва в вечернее и ночное время.
Проектирование и оснащение вертолетных площадок светосигнальным оборудованием в обязательном порядке должно проводиться на основании рекомендаций Международной организации гражданской авиации ИКАО (приложение №14, второй том «Вертодромы»), а также Федеральным авиационным правилам, утвержденным Приказом Минтранса № 69 от 04.03.2011 года.
Разновидности СОВП
Сегодня ассортимент светосигнального оборудования вертолетных площадок достаточно широк, при этом, можно сразу закупить оптимальный комплект СОВП для конкретной посадочной площадки (надземные и углубленные огни, прожекторы, вертодромные знаки, электрооборудование, пульт дистанционного управления светосигналами), обеспечивающий безопасное руление, взлет и приземление воздушных судов вне зависимости от степени природного освещения и погодных условий.
В целом, среди устройств для освещения вертолетных площадок выделяют:
- наземные вертодромные огни – исполняют важную функцию визуализации, потому как используются для обозначения площади, отведенной для отрыва, захода на посадку и приземления вертолета;
- прожекторы зон приземления и отрыва – подсвечивают область приземления, тем самым усиливая обзор пилоту в момент посадки или взлета летательного аппарата;
- импульсные огни (маяки) – направленный во всевозможные стороны прозрачный диоптрий маяка, передающий на азбуке Морзе послание в виде буквы «Н», является важным прибором на вертолетной площадке, предназначенным для её визуального обнаружения с высоты полета вертолета;
- заградительные огни низкой интенсивности – обеспечивают световую маркировку любых препятствий, представляющих опасность для полета воздушного судна (наземных объектов, высотных зданий, находящихся вблизи вертолетной площадки), а также могут применяться для постоянного освещения в качестве сигнального огня;
- ветроуказатели – применяются для зрительного определения направления и скорости ветрового потока в соответствующих зонах вертолётной площадки;
- ветровые конуса – усечённая конусообразная конструкция с чередующимися бело-красными поперечными полосами для обозначения зон посадки;
- сигнальные ограждения – отграничивающие знаки, отвечающие за зональное обозначение вертолетных площадок: отделения границ рулежных дорожек, определения мест для стоянки летательных аппаратов, а также точной визуализации взлетно-посадочных полос (пирамиды, призмы, конусы, щиты-ориентиры).
Освещение вертолетных площадок – важный аспект, который запрещено нивелировать в процессе обустройства зон взлёта-приземления воздушных судов, потому как светосигнальные огни отвечают за безопасность как взлетов, так и посадок вертолетов.