Для комфортной и безопасной посадки воздушного судна необходимо, чтобы авиатор четко видел ориентиры на земле. В ночное время и при ограниченной видимости, когда естественные ориентиры земли плохо просматриваются, важную роль в процессе взлета (посадки) и руления самолетов исполняют светотехнические средства. В особенности это важно на завершительных стадиях посадки, то есть при планировании, выравнивании и приземлении.
Пилот, установивший с помощью освещения визуальный контакт с землей, может получить данные о положении самолета по отношению к взлетно-посадочной полосе (далее – ВПП), и, как результат – правильно осуществить приземление воздушного судна.
Светосигнальное оборудование (ССО) в комплексном взаимодействии с указательными знаками и радиосредствами призвано обеспечить:
- обозначение взлетной полосы и индикацию рулежных дорожек;
- безопасный взлет и посадку в ночью или днем при сложных метеорологических условиях;
- круглосуточное корректное регулирование передвижения воздушного транспорта по аэродрому;
- визуальную маркировку любых преград, которые представляют опасность для полета воздушного судна.
Виды аэродромных огней
Аэродромные огни – важнейшее светотехническое оборудование ВПП, без которого технически невозможно осуществить безопасную посадку самолета в условиях ограниченной видимости (ночью или при неблагоприятной погоде).
Огни аэродромов подразделяются на две группы: малой (ОМИ) и высокой интенсивности (ОВИ), главное отличие между которыми состоит в силе света огней, используемой для их свечения. Так, в ОМИ устанавливаются лампы по мощности до 100 Ватт, в ОВИ – от 150 Ватт до 200 Ватт.
В целом, огни аэродромов подразделяется на различные виды, которые располагаются на ВПП в строго установленном порядке и могут быть легко определены пилотом с высоты полета самолета.
На аэродромных площадках должны быть установлены:
- огни приближения и световых горизонтов (излучают белое свечение);
- огни концевой полосы безопасности (центральные и осевые – светятся белым светом, боковые – красным, входные – зеленым);
- посадочные огни (выдают желтое и белое свечение);
- ограничительные огни (излучают красный свет);
- боковые огни (синий свет) и осевые рулежные огни (зеленый свет);
- огни быстрого схода с ВПП (выдают зеленое свечение);
- стоп-огни (излучают красный свет);
- предупредительные огни (светят желтым).
Аэродромные знаки
Аэродромные знаки являются дополнительной помощью экипажу самолета (наряду со светосигнальным оборудованием) при выполнении посадки или взлета воздушного судна. Основное их предназначение – указать правильное направление движения или обозначить собой определенную информацию.
Основные функции аэродромных знаков:
- облегчение ориентировки при перемещении по взлетно-посадочной полосе;
- указание на корректное движение при рулении ВС;
- отображение информации для точного следования по ней пилотом.
Аэродромные знаки бывают:
- управляемыми (светофоры, стрелочные указатели направления движения);
- неуправляемыми (транспаранты прямоугольной формы с указанием надписи или символьного обозначения, как правило, с внутренней подсветкой), которые, в свою очередь, делятся на:
- обязательные с белыми надписями на красном фоне – знаки места ожидания при рулении, стрелочные указатели движения, знаки остановки и пересечения взлетно-посадочной полосы;
- указательные – обозначают определенный участок или место назначения на ВПП, или же несут в себе другую уточняющую информацию.